Розничная торговля в России этим летом превысила уровни, наблюдавшиеся в последний раз до масштабного продления Западом санкций, связанных с Украиной, в начале прошлого года. Таковы данные исследования консалтинговой компании FinExpertiza, основанного на данных Росстата.
Аналитики отмечают снижение розничных продаж с апреля 2022 года после начала военной операции Москвы на Украине и последующих санкций, что привело к тому, что россияне «сократили ненужные расходы и наработали денежную подушку на будущее».
Розничный товарооборот падал 12 месяцев подряд до марта 2023 года, а затем начал восстанавливаться в апреле. Согласно исследованию, в июле продажи превысили доконфликтный уровень.
«Потребление товаров населением сейчас превысило докризисный уровень 2021 года… В июле оборот розничной торговли достиг 4 трлн рублей ($41,6 млрд), что на 10,5% выше, чем в июле 2022 года, и на 1,2% выше, чем в июле 2021 года с поправкой на инфляцию», — написали аналитики.
В исследовании говорится, что продажи продуктов питания в России в отчетном периоде выросли на 4,2% в годовом исчислении, а продажи непродовольственных товаров выросли на 17,7%. Оборот продовольственных товаров увеличился на 2,4% по сравнению с 2021 годом, а оборот непродовольственных товаров вырос на 0,3%.
Согласно анализу, рост розничной торговли по стране был неравномерным. В то время как такие регионы, как Ингушетия, Кабардино-Балкария, Новосибирск, Дагестан и некоторые другие, продемонстрировали значительный рост продаж потребительских товаров, примерно половина российских регионов восстанавливается более медленными темпами, особенно Севастополь, Крым, Астрахань, Брянск, Белгород и Московская область.
“По сравнению с прошлым годом особенно увеличились закупки непродовольственных товаров, в том числе товаров длительного пользования, покупку которых потребители ранее решали отложить, предпочитая держать деньги про запас”, – рассказала РИА Новости руководитель “ФинЭкспертизы” Елена Трубникова.
«Обороты общественного питания также растут высокими темпами. Улучшение потребительских настроений поддерживается ростом доходов домохозяйств», — добавила она, предупредив, что « говорить об устойчивом потребительском оптимизме преждевременно».
Аналитики ожидают, что общее потребление останется стабильным, но предупреждают, что возможны колебания.
«Значительная часть отложенного спроса на товары длительного пользования уже реализована. Кроме того, после недавнего повышения ключевой ставки центральным банком и на фоне политики регулятора, направленной на охлаждение кредитного рынка, темпы выдачи новых кредитов, вероятно, замедлятся. Это приведет с одной стороны к снижению потребительской активности, а с другой – побудит население больше сберегать», — прогнозируют авторы исследования.