Участие в заседании в Калининграде приняли заместитель председателя регионального правительства Александр Рольбинов, министр развития инфраструктуры Евгения Кукушкина, председатель Общественного совета при Росморречфлоте Анна Исаева, президент Калининградской торгово-промышленной палаты Феликс Лапин, председатель Профсоюза работников водного транспорта РФ Олег Яковенко, представители судоходных и стивидорных компаний.
В формате видеоконференцсвязи участие в совещании приняли руководитель Росморречфлота Андрей Тарасенко и заместитель руководителя агентства Константин Анисимов.
Как подчеркнул Андрей Тарасенко, руководство страны уделяет повышенное внимание поддержанию полноценного транспортного сообщения Калининградской области с основной территорией страны. Морские перевозки обеспечивают стабильное снабжение предприятий и населения необходимыми грузами. На фоне ограничений на сухопутный транзит со стороны Литвы ключевое значение приобретают перевозки на железнодорожной паромной линии. Ведется работа по подготовке заключения договора лизинга, в рамках которого будет построено еще два парома для линии Усть-Луга – Балтийск. Новый флот позволит расширить провозные мощности на стратегически важном маршруте, повысить объем перевозимых грузов в Калининградскую область и из нее, а также обеспечить транспортную безопасность региона.
Участники заседания обсудили вопросы субсидирования морских грузоперевозок. Объем выделенных субсидий в начале года составил 1,8 млрд рублей. Учитывая реальные потребности перевозчиков, по поручению главы государства на субсидирование дополнительно выделено 1,4 млрд рублей из федерального бюджета. Средства будут доведены Росморречфлотом до 16 организаций, осуществляющих морские перевозки грузов, и ранее представивших заявки в рамках проводимого в апреле 2024 года отбора получателей субсидии. В настоящее время соглашения с получателями субсидий находятся на стадии подписания.
В ходе дискуссии обсудили важность совершенствования механизмов субсидирования для обеспечения стабильности транспортировки грузов морским путем в следующую навигацию.
В настоящее время транспортную доступность региона обеспечивают на постоянной основе 27 судов. Два года назад морская линия была усилена современными паромами «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский», а в мае 2024 года – грузопассажирским паромом «Антей».
За 8 месяцев 2024 года в порту Калининград было перевалено свыше 814 тыс. тонн грузов в контейнерах, что в 2,5 раза превысило аналогичный показатель прошлого года. Положительная динамика отмечена и по остальным видам грузов. Растет число каботажных рейсов. За январь-август текущего года объем каботажных перевозок превысил 3 млн тонн, рост составил 33 %.
Ранее в Калининградской области ввели в эксплуатацию первый пусковой комплекс международного морского терминала в Пионерском. Состоялся тестовый судозаход парома «Антей» с накатной техникой. После завершения строительства всего объекта и ввода его в эксплуатацию морской терминал будет принимать грузопассажирские и круизные суда. Реализация проекта позволит в перспективе повысить пропускную способность до 225 тыс. пассажиров и до 80 тыс. единиц накатной техники в год.
В ходе заседания также рассмотрели вопросы подготовки кадров для предприятий водного транспорта.